Советский Союз – главная причина международных трудностей.
У. Черчилль, Фултонская речь
5 марта 1946 года в Фултоне, штат Миссури, выступил Уинстон Черчилль, где открыто назвал Советский Союз «причиной международных трудностей». Эволюцией противостояния двух сверхдержав – СССР и США – стало создание НАТО (Североатлантического альянса) – блока союзников США.
Тем временем в Европе произошла настоящая революция в гражданской авиации. В 1949 году на британские авиалинии вышел самолёт «Дэ Хевилленд Комет», который стал первым в мире коммерческим реактивным авиалайнером. А в 1954 году появился на свет американский конкурент – Боинг-707. Перед Советским Союзом возник риск отставания, поэтому Туполеву было поручено создание нового реактивного пассажирского самолёта. За основу Андрей Николаевич взял бомбардировщик собственной конструкции Ту-16. 22 марта 1956 года в Лондонском аэропорту Хитроу совершил посадку реактивный самолёт, на борту которого находился первый секретарь Центрального Комитета Коммунистической Партии Советского Союза Никита Сергеевич Хрущёв. Это и был новый продукт КБ Туполева – Ту-104. Мировая общественность была взорвана. Как писала американская газета «Дейли Ньюс», «Ту-104 пробил брешь в воздушной мощи Запада». Через 2 года самолёт был удостоен золотой медали на международной выставке в Брюсселе. Именно с этого самолёта в истории Аэрофлота открылась новая страница регулярных международных авиарейсов.
Но Туполев не желал останавливаться на достигнутом. В 1958 году мир был удивлён ещё одним «русским чудом» - Ту-114. Этот самолёт и по сей день остаётся самым большим и самым скоростным в мире турбореактивных авиалайнеров. И именно с этого самолёта начинается история авиационных конфликтов между СССР и НАТО.
В 1959 году Никита Хрущёв прилетел на Ту-114 в Вашингтон. Это был поистине исторический момент – впервые руководитель СССР посещал США. Многие соглашения, которые хотели подписать члены советского правительства, так и не были ратифицированы, но именно благодаря этой поездке был подписан договор о начале регулярных пассажирских авиаперевозок. Специально для обслуживания пассажиров трансатлантических рейсов под Москвой был построен международный аэропорт «Шереметьево». Вступление соглашения в силу было назначено на лето 1960 года, но один инцидент, грубо говоря, сорвал это историческое событие.
С 1956 года над территорией СССР начали совершать разведывательные полёты американские самолёты-разведчики. Обнаружить их советские силы ПВО не могли, так как они не имели ракетных установок, способных перехватить летательный аппарат, идущий на высоте около 20 километров. 1 мая 1960 года с американской военной базы в Пешаваре, Пакистан, взлетел самолёт U-2 под управлением старшего лейтенанта ВВС США Френсиса Гэри Пауэрса. В 5.36 летательный аппарат пересёк государственную границу СССР. А в 8.36 он был сбит под Свердловском новейшим ЗРК С-75, который был привезён в военную часть за несколько дней до инцидента. Пауэрс был приговорён к тюремному заключению сроком 10 лет, но через 2 года его обменяли на советского разведчика Вильяма Фишера. Естественно, это событие не могло не сказаться на отношениях США и СССР. Начался глубокий политический кризис, из-за которого ряд торговых программ между двумя сверхдержавами был заморожен, в том числе и полёты Аэрофлота в Америку. Но это не говорило о том, что предприятие потеряло американский рынок.
В 1959 году на Кубе произошла революция, в результате которой к власти пришло коммунистическое правительство во главе с Фиделем Кастро. В ответ на торговые санкции со стороны США Куба подписала договор о торговле с СССР, один из пунктов которого включал в себя создание регулярного авиационного пассажирского сообщения. 10 июля 1962 года в Гаванском аэропорту имени Хосе Мартины совершил посадку первый Ту-114 из Москвы. Но непосредственно перед Карибским кризисом отношения с США опустились на очень низкий уровень. В результате, Аэрофлот столкнулся с некоторыми трудностями при совершении полётов. После совершения 4 рейсов с посадкой для дозаправки в столице Гвинеи Конакри правительство этой африканской страны под давлением США наложило мораторий на «посадку самолётов весом более 150 тонн». Пришлось искать обходные пути. Следующие 4 рейса садились в Алжире, но и здесь по наущению США полёты были запрещены. В результате, базой для дозаправки стал военный аэродром в Оленегорске, Мурманская область.). Впрочем, иногда сильный встречный ветер над Атлантикой вынуждал производить техническую посадку на дозаправку на американской авиабазе в Нассау на Багамах. К чести американцев, дозаправка проходила без неприятных инцидентов, за керосин и обеспечение платил командир корабля наличными долларами и талонами фирмы «Shell». Иногда в кабине Ту-114 находились штурманы бомбардировщиков Ту-95, во время перелётов над Атлантикой получавшие хорошую практику (Ту-114 был создан на основе Ту-95, и оба типа самолётов имели схожие агрегаты). Применялось и сопровождение Ту-114 боевыми Ту-95 до точки возврата.