появление крена при точно установленном симметричном относительно ДП затоплении;
переваливание с борта на борт под воздействием случайных причин (перекладки руля на ходу, волнения и т. д.);
наличие крена, противоположного вызванному несимметрией затопления;
большие количества фильтрационной воды в отсеках и в помещениях судна при пустых днищевых отсеках.
При восстановлении остойчивости и спрямлении судна цистерны должны заполняться и осушаться полностью; манипуляции по приему балласта при перекачке необходимо производить одновременно только с одной парой цистерн; крен и дифферент следует уменьшать не сразу, а по этапам.
Основной документ по непотопляемости — Оперативная информация о непотопляемости судна (ОИ), которая дает возможность решать задачи трех типов:
· заранее на стадии составления каргоплана дать ограничения или рекомендации по обеспечению аварийной посадки и остойчивости в данном рейсе;
· заранее или на любом этапе рейса определить и оценить аварийную посадку и остойчивость при затоплении одного или группы отсеков, выделить (по обоснованным признакам) те тяжелые случаи повреждения и затопления отсеков, в которых судно обречено и борьба за его спасение становится бессмысленной;
· в зависимости от полученной оценки аварийного состояния дать для каждого случая затопления конкретные рекомендации по первоочередным мерам борьбы за спасение судна и по срочным мерам для спасения экипажа в случае, если судно обречено.
Следует помнить, что только Оперативная информация, составленная достаточно полно для конкретного судна, позволяет наиболее точно определить аварийную посадку и остойчивость судна. При отсутствии Информации или при устаревших ее формах для грубой оценки состояния судна при затоплении единичного отсека могут быть использованы приближенные формулы (табл. формул), полученные методом постоянного водоизмещения при затоплении отсеков трех категорий:
1) отсек затоплен полностью и объем воды в нем не зависит от того, сообщается он с забортной водой или нет;
2) отсек затоплен не полностью и не сообщается с забортной водой;
3) отсек затоплен не полностью и сообщается с забортной водой.
В формулах (см. табл. формул) приняты следующие обозначения:
относящиеся к состоянию судна до затопления отсека:
s0 — объемное водоизмещение судна. м3;
S, xf —площадь (м2) и абсцисса ЦТ площади ватерлинии, м;
h, H—поперечная и продольная начальные метацентрическне высоты судна, м;
d, d H, dK—осадки (углубления) при ЦТ ватерлинии и при носовом и кормовых перпендикулярах, м;
L — длина судна между перпендикулярами, м;
относящиеся к затопленному отсеку:
V — объем воды в затопленном отсеке, а для отсека 3-й категории — объем воды в затопленном отсеке по первоначальную ватерлинию до затопления отсека, м3;
х, у, z — координаты ЦТ объема V, м;
s -- потерянная площадь ватерлинии, т. е. площадь поверхности воды в затопленном отсеке на уровне первоначальной ватерлинии до затопления отсека, м2:;
xs, уs, — координаты ЦТ потерянной площади ватерлинии, м;
isx, isy — собственные моменты инерции потерянной площади ватерлинии относительно осей, параллельных координатным, м4;
ix, iv — собственные моменты инерции свободной поверхности воды в затопленном отсеке относительно осей, параллельных координатным, м';
относящиеся только к случаю затопления отсека 3-й категории:
S' — действующая площадь ватерлинии, которую судно имело до затопления отсека, м2;
х'f, у'f — координаты ЦТ действующей площади ватерлинии S', м;
ipx, ipy— потерянные моменты инерции площади ватерлинии, м4;
d'—осадка (углубление) судна при ЦТ действующей площади ватерлинии S, м.
Посадку судна и изменение его остойчивости при затоплении отсека полностью, как может быть при затоплении междудонного пространства, оценивают по методу начальной остойчивости, используя все зависимости из задачи о приеме груза.
Для оценки посадки и остойчивости судна при затоплении отсека, сообщающегося с забортной водой, но не заполняемого полностью,