Давление воды на поперечное сечение корпуса (рис. 16) определяют с учетом движения судна на волнении, т. е. нагрузки на днище qД и на борта qб вычисляют по осадке уровня волновой ватерлинии. Прочность палубных перекрытий должна обеспечивать восприятие поперечной равномерно распределенной нагрузки qн.
Правилами постройки ледоколов и транспортных судов для плавания в ледовых условиях предусматривается комплекс конструктивных мероприятий по подкреплению корпуса, обеспечивающих безопасность плавания во льдах.
Днищевые перекрытия речных судов проверяют также на восприятие реакции платформ и кильблоков косяковых тележек при подъеме судов на слипы.
Нормальные s и касательные t напряжения в связях корпуса:
s = MP/W; t = FPS/Jt
где МР — расчетное значение изгибающего момента, кН * м;
W — момент сопротивления, м3;
Fp — расчетное значение срезывающей силы, кН;
S — статический момент площади поперечного сечения относительно нейтральной оси, м3;
J — момент инерции площади поперечного сечения относительно нейтральной оси, м4;
t — толщина листа в рассматриваемом сечении по линии кратчайшего разреза, м.
Рис. 16. Эпюры нагрузок, действующих на поперечное сечение судна
Фактические напряжения в конструкциях корпуса вычисляют как алгебраическую сумму напряжений от общего изгиба и местных нагрузок.
При вычислении напряжений от общего изгиба (рис. 17) в расчетное сечение корпуса судна для определения момента инерции и момента сопротивления включают все продольные балки набора, а также пояса днищевой и бортовой обшивок и настила палубы. Листы обшивки, расположенные между балками набора, при критических нагрузках выгибаются и теряют устойчивость. Поэтому усилия общего изгиба будут воспринимать только пояски обшивки, непосредственно примыкающие к продольным балкам набора. Ширину поясов принимают равной 50t (где t — толщина обшивки корпуса).
Рис. 17. Определение напряжений в связях корпуса судна:
/ — продольные балки набора; 2 — пояса обшивки корпуса, включенные в расчет при определении напряжений от общего изгиба
По полученным значениям моментов сопротивления рассчитывают нормальные напряжения для всех сечений, которые по высоте корпуса распределяются по линейному закону. В крайних волокнах палубы и днища напряжение достигает максимального значения. В данном случае сечение палубы испытывает напряжение сжатия , а сечение днища — напряжение растяжения + . Положение нейтральной оси, где нормальные напряжения в сечениях корпуса равны нулю, определяется ординатой zH0.
Существенное значение для обеспечения эксплуатационной прочности корпуса имеет как порядок размещения груза в трюме или на палубе (равномерность укладки), так и очередность загрузки трюмов. Нарушение технологии загрузки может вызвать дополнительный изгибающий момент и привести к перелому корпуса судна. Регистром Украины утверждается инструкция по погрузке, выгрузке и балластировке для судов каждого типа. Отклонение от инструкции может привести к нарушению прочности, поэтому выполнение ее должно строго соблюдаться командным составом судна.
Правилами Регистра установлено два способа расчета прочности:
по допускаемым напряжениям и разрушающим (предельным) нагрузкам. В первом случае за расчетные напряжения в проверяемой связи корпуса принимают наибольшие нормальные и касательные напряжения, которые не должны быть больше допускаемых. Так, суммарные напряжения от общего изгиба и местной нагрузки в продольных балках набора могут составлять 0,75 т для сечений посередине пролета и 0,85т для опорных сечений (где т — напряжение в связях корпуса, соответствующее пределу текучести).