Зольность масла показывает содержание в нем минеральных примесей Она оценивается количеством оставшейся воды в процентах после медленного выпаривания 50 г масла в тигле и прокаливания остатка до полного сгорания углерода. Для индустриальных масел зольность допускается до 0,007 % и для автотракторных масел - до 0, 025 %.
Термоокислительная способность масла показывает его склонность к образованию лаковых отложений в зоне высоких температур.
Наличие воды в масле является причиной образования вредных эмульсий, снижения вязкости и липкости масла, способствует окислению.
Попадание в масла различных механических примесей в виде абразивных веществ или их образование в прцессе работы в результате осадков и нагаров способствует скорости изнашивания поверхностей, увеличению износа.
Положительными качествами масел являются низкий коэффициент внутреннего трения, высокая стабильность и чистота, хорошая работоспособность при значительных скоростях и температурах, способность отводить тепло, а отрицательными качествами - пожароопасность, применение сложных уплотнений, значительный расход из-за утечек.
Высокие требования, предъявляемые к смазочным материалам удовлетворить обычные масла не могут. Для придания необходимых свойств в них добавляют специальные присадки, повышающие вязкость, понижающие температуру застывания, предотвращающие отложение нагара и смолистых осадков в двигателях, улучшающие антикоррозийные свойства и т.д.
Для повышения вязкости маловязких масел и сообщения им свойств всесезонных масел (не теряют вязкости при повышении температуры и не застывают при ее понижении) используют присадки винипол ВБ-2, КП-20, полиизобутилен и полиметакрилат, добавляемые к маслу в пределах до 5 %.
Снижение температуры застывания масла достигается с помощью добавки депрессаторов в количестве 0,1 -2%. Наиболее распространенные депрессаторы - АзНИИ, АФК.
Антикоррозийные присадки способствуют образованию на поверхности металла изолирующей пленки, нейтрализуют в маслах продукты, вызывающие коррозию (НИИ ГСМ 12 - 0,5-3 %).
Есть присадки, увеличивающие нагрузочную способность масла, антиокислительные свойства, улучшение смазочных свойств и т.д. Смазочные масла выпускаются в соответствии с требованиями ГОСТов, ОСТов, МРТУ и других нормативных документов.
Буквы в маркировке масел обозначают область применения, способ очистки, а цифры - вязкость. Например, масло АКЗп-6 расшифровывается следующим образом: А - автотракторное, К - кислотно-контактной очистки, 3 - загущенное, п — с присадками, 6 - кинематическая вязкость при 100 С, равная 6хЮ" м2/с. Масло ДС - 8 - дизельное, селективная очистка, вязкость 8 * 10"6 /с.
По двойной классификации масла разделены, кроме того, на шесть групп по эксплуатационным свойствам: А, Б, В, Г, Д, Е (применительно к международной классификации) и на семь групп по вязкости: 6,8,10,12,14,16,20. По этой классификации масла имеют обозначение АКЗп-6 (М6Б), где в скобках приводится новая марка масла. Буква М показывает на то, что масло моторное, цифра показывает вязкость масла при 100 С, буква Б определяет группу масла, характеризующую область его применения.
Смазочные масла, используемые для горных машин, подразделяются на следующие основные группы:
1) индустриальные масла, применяемые для смазки деталей, работающих в нормальных условиях (И-12А - легкие, И-20А и И-40А - средние, И-50А - тяжелые);
2) трансмиссионные, применяемые для смазки тяжело нагруженных передач (трансмиссионное зимнее и летнее, для гипоидных передач, ТАПЮ, ТА*-15, ТС-14,5, ТС-8, ТОЮ, МТ-14П, МТ-16П);
3) турбинные масла, применяемые для смазки деталей, работающих с большими скоростями и выдерживающих высокие удельные нагрузки (турбинное Т4б, Т57 и др.);
4) моторные, применяемые для смазки деталей и сопряжений в двигателях внутреннего сгорания [автотракторные - АКЗп-6 (М6Б), АКЗп-10 (М10Б), АС-6 (М6Б), АС-8 (М8Б),АО10 (М10Б); дизельные - ДС-8 (М8Б), ДС11(М10Б),Дп-8]
5)компрессионные масла, применяемые для смазки деталей и сопряжений, работающих в условиях высокого давления и высокой температуры (12М, 19М, 19Т,К019); цилиндровые масла, применяемые для смазки деталей в тяжело нагруженных узлах, работающих при высокой температуре (цилиндровое 11, цилиндровое 24 и др.);
6)специальные масла - железнодорожные, трансформаторные, приборные (осевое Л, 3, С, приборное МВП).