— по видам перевозок: грузовым, пассажирским (автобусным, таксомоторным) и другим видам работ;
— по видам оплаты работ: грузовым автомобилям, работающим по тарифу за 1 тонну перевозимого груза; грузовым автомобилям, работающим по почасовому тарифу; грузовым автомобилям, работающим с оплатой за автотонно-час; автобусам, работающим по почасовому тарифу; автобусам, работающим по тарифу за 1 пассажиро-километр, и в том числе по автобусам, работающим на городских маршрутах, другим видам оплаты за перевозки грузов и пассажиров.
Классификация расходов по статьям и элементам затрат, а также видам перевозок позволяет предприятиям знать структуру затрат, направления расходования материальных, трудовых и денежных средств.
Группировка по статьям затрат используется для калькулирования и учета себестоимости перевозок (работ, услуг), своевременной и полной оценки результатов хозяйственной деятельности предприятия, определе-ния расходов по отдельным звеньям транспортного процесса [6].
Чтобы бизнес приносил максимальный доход, необходимо считать каждую копейку в каждом бизнес-процессе компании. И вот, когда товар на складе и готов к отправке заказчику, возникает закономерный вопрос: как сократить транспортные расходы на доставку товара заказчику?
Чтобы ответить на него, необходимо знать, сколько ресурсов и на что компания тратит при организации доставки товара. При этом возникают следующие вопросы:
— когда целесообразно привлекать собственный автотранспорт, а когда наемный?
— при каком суммарном пробеге за рейс выгодно задействовать собственный автотранспорт, а при каком наемный?
— сколько стоит оперативность доставки товара (доставка за 24 часа)?
— стоит ли отправлять в рейс 2 машины на 1 день или отправить 1 автомобиль на 2 дня?
— в каких случаях, и при каком пробеге, выгоднее отправить собственный автотранспорт на 2 дня, чем отправлять наемный автотранспорт на 2 дня?
Ответы на эти вопросы вы найдете ниже.
Во-первых, необходимо определить постоянные и переменные части транспортных затрат на доставку продукции. Тут надо учитывать, что для каждого предприятия, вопрос какие статьи транспортных затрат включать в постоянные, а какие в переменные затраты стоит строго индивидуально, в зависимости от специфики деятельности предприятия. Как правило, в постоянные затраты включают статьи расходов, которые не зависят от пробега автомобиля и маршрута рейса, а в переменные затраты на оборот статьи расходов, зависящие от пробега автомобиля и маршрута рейса.
Например:
— постоянные затраты (зарплата ИТР, аренда стоянки/боксов, лизинговые платежи, зарплата водителя (если она фиксированная величина) и т.д.);
— переменные затраты (платные дороги, оплата топлива, амортизация шин).
Будем считать, что постоянные затраты равны 52 800 руб. в месяц. Исходя из допущения, что в месяце будет 22 рабочих дня, постоянные затраты в день равны 2400 руб. Переменные затраты будут рассчитываться в зависимости от пробега автомобиля за рейс, расчет представлен в таблице 3.
Таблица 3
Транспортные затраты на поездку, в зависимости от пробега автомобиля
Пробег за поездку, км |
720 |
Средний расход топлива на 100 км, л |
15,4 |
Расход топлива за поездку, л |
111 |
Цена 1 л дизельного топлива, руб. |
20,2 |
Цена дизельного топлива за поездку, руб. |
2 242,2 |
Амортизация шин, руб. |
324,0 |
Итого затраты, руб. |
2 566,2 |