В пригородном движении применяются следующие типы графиков:
– параллельные, предусматривающие движение поездов в пределах участка с одинаковой скоростью и остановкой каждого поезда на всех остановочных пунктах;
– непараллельные, характеризующиеся движением поездов с различными скоростями – «тихоходов», имеющих остановки на всех станциях участка, и «скороходов», проходящих ближние зоны без остановки и останавливающихся только в пределах своей зоны;
– шахматные, предусматривающие чередование остановок следующих один за другим поездов в шахматном порядке.
Выбирая тип графика, необходимо знать характеристику каждого из них и примерные условия целесообразности их применения.
Основным преимуществом параллельных графиков является максимальное использование пропускной способности, наилучшее обеспечение межзонной связи пассажиров, наибольшая частота движения пригородных поездов для каждого остановочного пункта на участке.
К недостаткам параллельного графика следует отнести: ухудшение условий проезда пассажиров дальних зон, значительное снижение участковой скорости и неравномерную населенность пригородных поездов.
Параллельный график применяется на участках с небольшими размерами пригородного движения, а на остальных линиях – в периоды неинтенсивного движения поездов.
При непараллельном графике возрастает участковая скорость, сокращается время на проезд пассажиров дальних зон, обеспечивается равномерная населенность поездов.
К числу недостатков непараллельного графика относится увеличение времени ожидания пригородных поездов пассажирами ближних зон, ухудшение использования пропускной способности и нарушение межзонной связи.
Шахматный график является разновидностью параллельного графика, и, с точки зрения величины скорости и использования пропускной способности, он занимает среднее положение между параллельным и непараллельным графиками движения. Непараллельный график целесообразно применять в часы «пик» на участках со значительными размерами движения пригородных поездов.
Указанные типы графиков отличаются друг от друга и эксплуатационными расходами, которые также учитываются при выборе их типа. Например, при зонном непараллельном графике увеличивается среднее время безостановочного пробега поезда, уменьшается до минимума число остановок, что сокращает капиталовложение в подвижной состав, затраты на содержание бригад, ремонт пути и подвижного состава.
За счет сокращения числа остановок значительно возрастает участковая скорость, что позволяет сократить время проезда пассажиров и ускорить оборот составов. Поэтому при выборе типа графика следует в максимальной степени учитывать как интересы транспорта, так и интересы пассажиров, стремясь, с одной стороны, к сокращению эксплуатационных расходов и улучшению использования технических средств, а с другой – к созданию комфортабельных условий проезда пригородных пассажиров, сокращению затрат времени на проезд и в ожидании поездов.
Разрабатывая график движения пригородных поездов, необходимо обеспечить:
выполнение плана перевозок пригородных пассажиров;
нормальные условия проезда пригородных пассажиров с учетом концентрации их в часы «пик» при минимальной затрате времени в пути следования и в ожидании в пунктах посадки;
рациональное распределение необходимого количества пригородных поездов по периодам суток, дням недели, при котором в максимальной степени учитываются интересы пассажиров и наиболее эффективное использование подвижного состава, пропускных способностей;
согласование расписания движения пригородных, дальних и местных поездов с целью улучшения обслуживания пассажиров и сокращения времени в ожидании ими поездов;
удобную внутризонную связь пригородных пассажиров с учетом характера и конфигурации пригородных пассажиропотоков.