Воздухозаборники самолетов решают исключительно важную проблему обеспечения двигателя и других агрегатов необходимым количеством воздуха с заданными параметрами на всех режимах эксплуатации самолета.
Системы всасывания состоят из входных устройств (воздухозаборников, диффузоров), механизмов регулирования расхода воздуха и приспособлений для защиты двигателя от попадания в него посторонних предметов.
Входные устройства предназначены для подвода к двигателю потребного количества воздуха. Они могут быть составной частью двигателя или частью конструкции самолета. Эти устройства должны обеспечивать возможно большие значения коэффициента сохранения полного давления, малое внешнее сопротивление, достаточную равномерность потока на входе в компрессор, устойчивую и надежную работу двигателя на всех режимах полета ЛА и работы двигателей. При этом они должны обладать малым весом, технологичностью, необходимой прочностью, жесткостью и герметичностью.
Также к воздухозаборнику предъявляют такие требования:
При компоновке воздухозаборника на самолете должно быть предусмотрено уменьшение, до минимума, поверхности возможного:
- контакта канала воздухозаборника с топливными баками с целью исключения попадания топлива в двигатель через воздухозаборник.
- При близком взаимном расположении двигателей на самолете должно быть исключено вредное взаимное влияние их воздухозаборников, приводящее к ухудшению характеристик двигателя.
- На воздухозаборниках должна предусматриваться противообледенительная система, предотвращающая образование льда в воздухозаборном устройстве двигателя.
- Подвод потребного количества воздуха обеспечивается правильным выбором площади входа и изменением ее геометрии в зависимости от режимов работы двигателя и режимов полета ЛА.
Входное устройство должно иметь малые гидравлические потери и лобовое сопротивление. Профиль диффузора выбирают таким, чтобы он имел плавные обводы с большим радиусом кривизны в миделевом сечении и плавное нарастание кривизны по длине.
Воздухозаборник для двигателя данного самолета представлен на рис. 6.
Рис. 6.