Диаграмма динамической остойчивости – это кривая, выражающая зависимость работы восстанавливающего момента (плеча динамической остойчивости) от углов крена .
Кривая динамической остойчивости является интегральной кривой по отношению к диаграмме статической остойчивости.
Для ее построения производим расчет плеч динамической остойчивости lq
lq = 1/2dq SSlст
где SSlст – интегральная сумма плеч lст
1/2dq = 1/2 * 10о/57,3 = 0,08725
Следовательно, lq = 0,08725 SSlст
qо |
lст, м |
Интегральная сумма SSlст, м |
lq, м |
10 |
0,4 |
SSlст10 = 0,4 |
0,035 |
20 |
0,83 |
SSlст10 = 2*0,4+0,83=1,63 |
0,14 |
30 |
1,14 |
SSlст10 = 2(lст10+ lст20)+ lст30 = 3,6 |
0,31 |
40 |
1,34 |
SSlст10 = 2(lст10+ lст20+ lст30)+ lст40=6,08 |
0,53 |
50 |
1,27 |
SSlст10 = 2(lст10+ lст20+ lст30+ lст40)+ lст50=8,7 |
0,76 |
60 |
1,05 |
SSlст10 = 2(lст10+ lст20+ lст30+ lст40+ lст50)+ lст60=11,01 |
0,96 |
70 |
0,75 |
SSlст10 = 2(lст10+ lст20+ lст30+ lст40+ lст50+ lст60)+ lст70=12,81 |
1,12 |
По данным таблицы строим диаграмму динамической остойчивости.
|
Рис. 8. Диаграмма динамической остойчивости.
Максимальное значение нагрузки, при котором еще возможно равновесие, соответствует положению, когда прямая из центра О станет касательной к диаграмме. Поэтому для нахождения опрокидывающего момента и угла опрокидывания из начала координат проводят прямую ОВ, касательную к диаграмме динамической остойчивости. Отрезок ВК на оси ординат численно равен минимальному опрокидывающему моменту Мопр.
При действии на судно большего динамического кренящего момента оно опрокинется.
qопр = 55о
В данном случае наше судно перевозит навалочный груз. К навалочным относятся грузы, которые складывают на судно без специальной укладки и распределения (зерно, каменный уголь, железная руда, бокситы, глинозем и т.д.). При наклонениях судна эти грузы смещаются подобно жидкости, если есть свободная поверхность и их перемещение не ограничено. Но влияние таких грузов на остойчивость имеет свои особенности. Смещение груза возможно только при углах наклонения, превышающих угол естественного скоса. Этот угол определяется углом крутизны, при котором находящийся в пирамиде груз остается в покое.
Примем для упрощения, что поверхность груза аа совпадает с ватерлинией ВЛ0 (рис. 9, а). При наклонении судна на угол крена q1, равный углу покоя а, груз пересыпаться не будет. Когда угол крена q 2
Рис. 9. Перемещение сыпучего груза при наклонении судна
станет больше угла покоя a (рис. 9, б), груз начнет пересыпаться, причем уровень поверхности груза a 1a 1 будет сохранять с плоскостью действующей ватерлинии ВЛ2 постоянный угол a.
Сыпучий груз смещается, как правило, слоем значительной толщины. Смещение вызывается ударом волны, местной вибрацией или какой-либо другой дополнительной причиной. Сместившийся груз при обратном наклонении судна в исходное состояние возвращается лишь частично. Инструкция для капитана по эксплуатации судна требует в случае образования такого крена немедленного установления вызвавшей его причины и следования благоприятным курсом в ближайший порт для устранения крена.
Безопасность перевозки зерна нормируется конвенцией по охране человеческой жизни на море и Регистром Судоходства Украины. Для перевозки зерна установлены требования, учитывающие появление дополнительного кренящего момента от смещения зерна в различных случаях загрузки судна, в том числе при установке дополнительных временных переборок, называемых шифтингбордсами. Шифтингбордсы закладывают в специальные гнезда, устроенные в поперечных комингсах люка или в пиллерсах под ними, а в пролете упрочняют стойками, которые с помощью канатов с талрепами прикрепляют к бортам.