Лесопромышленный комплекс Российской Федерации включает в себя лесозаготовительную промышленность (заготовка и первичная обработка древесины); лесоперевалочные работы и лесосплав; производства деревообработки: лесопиление, древесностружечные и древесноволокнистые плиты, столярно-строительные изделия; мебельную, целлюлозно-бумажную и лесохимическую промышленность. Все отрасли лесного комплекса занимают видное место в экономике России, их удельный вес составляет: в валовом внутреннем продукте – 2,8%, в общем объеме выпуска промышленной продукции по стране – 4,5%, в стоимости основных промышленно-производственных фондов – 4,2%, по численности работающих в промышленности – 7,8%, в железнодорожном обороте – 7%, в потреблении электроэнергии – 3,6%; все они технологически связаны между собой на основе заготовки древесного сырья и его последующего использования для переработки на деревообрабатывающих, целлюлозно-бумажных и лесохимических предприятиях.[17]
Главной задачей лесной промышленности – является получение наибольшей прибыли от каждого кубометра заготовленной древесины. Для лесной промышленности характерны ограниченная зона деятельности (ежегодно заготовка спелой древесины ведется на небольшой площади лесного фонда) и специализация производства (лесозаготовительное производство, лесопильные предприятия, целлюлозно-бумажные и фанерные комбинаты). Любое предприятие лесной промышленности имеет, в частности, свои особенности в сырьевой базе, структуре и организации производства, технологии, которые оказывают влияние на направление и пути повышения эффективности лесопромышленного производства, на его экономические показатели и методы достижения этой эффективности.
Лесозаготовительная промышленность – одна из отраслей лесной промышленности – представляет собой отрасль, занимающуюся заготовкой, вывозкой, первичной обработкой и частичной переработкой круглых лесоматериалов и отходов от лесозаготовок. Лесозаготовительная промышленность включает в свой состав следующие основные производства:
1) лесозаготовки, состоящие из комплекса лесосечных работ, вывозки леса и работ на нижнем складе;
2) подсочка леса, включающая работы по добыче живицы и заготовке пневого осмола;
3) лесосплав, первичный (по малым рекам) и транзитный (по крупным рекам и водохранилищам) включает работы по скатке древесины на воду, молевому и плотовому сплаву древесины, зимней и летней сплотке, формированию плотов;
4) Лесоперевалочные работы связаны с передачей лесопродукции с одного вида транспорта на другой.
Характерной особенностью современного этапа развития лесозаготовительной промышленности является широкое техническое перевооружение этой важнейшей отрасли народного хозяйства. В результате технического перевооружения лесной промышленности стало возможным выполнение лесосечных работ с минимальным применением ручного труда. Машинизация лесосечных и лесоперевалочных работ, внедрение новых механизмов и научной организации труда обеспечили интенсивный рост производительности труда, улучшились условия работы.
Лесоперевалочные работы являются наиболее важной фазой лесозаготовительного производства, так как вся производственная программа лесозаготовительного предприятия ориентирована на то, какой объем заготовленной древесины сможет перевезти лесоперевалочное предприятие из расчета количества лесовозных транспортных средств, а также на пропускную способность лесовозных дорог. Таким образом, транспортная фаза является наиболее капиталоемкой. Затраты на создание дорожной сети и на подвижной состав за весь период освоения лесосырьевых баз предприятий составляют около 75% общих затрат. Трудоемкость же транспорта составляет 15-18% общих трудозатрат.[29]
На такое положение дел лесоперевалочных предприятий оказывают влияние множество факторов, условно которые можно разделить на три большие группы:
1) природно-климатические – учет которых позволяет точнее оценить результаты работы субъектов хозяйствования;
2) социально-экономические – способствуют более полному использованию производственных ресурсов предприятия и повышению эффективности его работы (жилищные условия работников, организация культурно-массовой, спортивной и оздоровительной работы на предприятии.);
3) производственно-экономические – определяют полноту и эффективность использования производственных ресурсов предприятия и конечные результаты его деятельности.[25]
Более полное исследование экономических показателей, а также влияние данных групп факторов на изменение показателей деятельности транспортных предприятий и определяет актуальность выбранной темы дипломной работы в современных условиях.
Целью дипломной работы является проведение анализа деятельности хозяйствующего субъекта с помощью современных методов экономических исследований на основе данных бухгалтерской отчетности и экономических расчетов предприятия, а также выявление резервов повышения эффективности хозяйствования и расчет экономического эффекта от их внедрения.
Объектом исследования является структурное подразделение (СП) общества с ограниченной ответственностью (ООО) «ИлимСибЛес» Илимское лесоперевалочное производство (ИЛПП), основным видом деятельности которого является оказание услуг по вывозке заготовленной древесины из леспромхозов ООО «ИлимСибЛес», а также сторонним организациям.
В соответствии с поставленной целью и выбранным объектом исследования определены основные задачи дипломной работы:
1) для достижения цели в процессе исследования, объективной оценки результатов деятельности предприятия и его состояния, выявления неиспользованных резервов провести исследование влияние различных факторов на экономические показатели СП ИЛПП ООО «ИлимСибЛес»;
2) оценить существующие резервы предприятия и провести расчет экономического эффекта от внедрения мероприятий по повышению эффективности хозяйствования СП ИЛПП ООО «ИлимСибЛес».
- Транспорт на предприятиях лесозаготовительного производства
- Система тарифов на автотранспортные услуги
- Текущие проблемы развития и совершенствования автотранспортного хозяйства при лесозаготовках
- Характеристика предприятия и оценка его развития в динамике
- Анализ выполнения производственной программы
- Анализ эффективности использования транспортных средств
- Анализ показателей труда и заработной платы
- Анализ себестоимости автоперевозок
- Анализ финансовых результатов
- Расчет единовременных капитальных вложений
- Расчет годовых эксплуатационных расходов
- Расчет технико-экономических показателей