Транспортом называют совокупность путевых, технических и организационных средств, предназначенных для перевозки грузов и людей. В процессе перевозок, также входящем в понятие транспорт, материальные объекты не создаются и, как правило, не перерабатываются, однако транспорт относят к материальной сфере производства.
Транспорт очень широкое понятие, оно объединяет переместительные процессы, различные по ведомственной и производственной принадлежности, видам перевозимого груза, используемым техническим транспортным средствам. Различают транспорт общего назначения – межведомственный, осуществляемый специализированными транспортными предприятиями, находящимися в ведении транспортных министерств, и транспорт ведомственный – промышленный, осуществляемый транспортными подразделениями промышленных предприятий. Промышленный транспорт обеспечивает перевозками грузов производственный процесс предприятий и часто является связующим составным звеном между его технологическими фазами или цехами.
Производственное значение транспорта определяется объективной необходимостью перемещения грузов от места производства к месту потребления. На транспорте, где не создаются новые продукты, производственным процессом является само перемещение грузов и людей – транспортный процесс. [29]
Велика роль транспорта в жизни общества. Общий объем грузовой работы, выполняемый ежегодно в России всеми видами транспорта очень велик. Однако, в период постсоветских лет этот показатель стал заметно снижаться, и только к концу 1996 года наметилась тенденция его повышения. Так общий объем грузооборота всех видов транспорта с 1990 по 2000 годы снизился на 41%, динамика снижения этого показателя представлена на рисунке 1.
Рис. 1 - Общий грузооборот транспорта России
Подробнее динамика грузооборота по видам транспорта представлена в приложении 1.[30]
На динамике развития транспорта отразились незавершенность процесса создания новой экономической системы, постоянная корректировка положений хозяйственного парка, допущенные стратегические ошибки в модернизации хозяйственных блоков, высокий уровень инфляции, резкие изменения объемов производства различных видов продукции. Возникли глубокие диспропорции макроэкономического и финансового характера, которые сделали внешние условия работы транспортных предприятий нестабильными. Наряду с внешними факторами на динамику грузооборота оказывают действие внутренние факторы, связанные с кризисным состоянием транспортных предприятий.[18]
Несмотря на снижение объемов перевозок грузов, следует отметить, что освобождение тарифов позволило обеспечить практически полное покрытие эксплуатационных расходов транспортных предприятий. Рентабельность по автомобильному и речному транспорту составила – 10%, а по воздушному и морскому транспорту – 5% .[10]
В будущем, спрос на транспортные услуги, по мнению ряда ученых, будет в целом следовать характеру экономического роста, причем переход от плановой экономики к рыночной сопровождается структурными изменениями не только в экономике, но и в самой транспортной системе. На этот процесс оказывают влияние следующие факторы: децентрализация системы управления и снабжения; пересмотр традиционных транспортных схем снабжения и обеспечения с целью снижения стоимости транспортной составляющей; образование большого числа мелких предприятий и уменьшение порционности грузов; снижение энергоемкости производства; рост цен и тарифов на перевозки различными видами транспорта и оплата за складирование и погрузочно-разгрузочные операции, повышение требований грузоотправителей к скорости доставки грузов и их сохранности.[28]