– роль пригородных перевозок особенно важна в северных районах Хабаровского края и Амурской области в границах Комсомольского и Тындинского регионов обслуживания Дальневосточной железной дороги, где железнодорожный транспорт занимает монопольное положение;
– значительные отличия в условиях эксплуатационной работы привели к тому, что себестоимость пригородных перевозок резко отличается по регионам: в Приморском крае – 29,5 руб./10 пасс.-км, Хабаровский край – 37,3 руб./10 пасс.-км, Еврейская автономная область – 43,4 руб./10 пасс.-км, Сахалинская область – 120 руб./10 пасс.-км.
Пригородные пассажирские перевозки в РФ, как и в большинстве стран мира, являются заведомо убыточным видом деятельности. Начиная с 2011 г. перевозочная деятельность ОАО «РЖД» отделена от инфраструктурной, а перекрёстное субсидирование пассажирских перевозок за счёт грузовых прекращено. Однако перекрестное финансирование пригородных перевозок стало происходить за счет вида деятельности «Содержание и эксплуатация инфраструктуры» и финансового результата ОАО «РЖД». Таким образом, необходим прозрачный законодательно установленный экономический механизм, который позволит ППК функционировать на финансово безубыточной основе, а ОАО «РЖД» уйти от выполнения несвойственных коммерческой организации социальных функций.
Динамика основных показателей работы пригородного комплекса ДВОСТж.д. в пригородном сообщении представлена на рис. 2.3 -2.4 .
Рис 2.3 - Динамика отправленных пассажиров за 2006-2010 г.
Рис 2.4 – Динамика пассажирооборота за 2006-2010 г.
Анализ пассажирооборота, количества отправленных пассажиров и средней дальности поездки по категориям пассажиров представлен в таблицах 2.7 – 2.9
Таблица 2.7 – Анализ пассажирооборота по категориям пассажиров
Показатель |
2011 |
2012 |
Относительное отклонение, % |
Абсолютное отклонение, млн. п-км. |
Пассажирооборот всего, млн.п.-км В том числе: |
448,49 |
390,99 |
87,2 |
-57,498 |
Платные пассажиры |
312,53 |
271,34 |
86,8 |
-41,19 |
Федеральные льготники |
51,62 |
42,70 |
82,7 |
-8,92 |
Региональные льготники |
7,93 |
7,81 |
98,4 |
-0,12 |
Железнодорожники |
33,48 |
30,46 |
91,0 |
-3,02 |
Студенты и школьники |
42,23 |
38,18 |
90,4 |
-4,053 |
Военнослужащие |
0,70 |
0,504 |
72,1 |
0,19 |
Таблица 2.8 - Анализ по количеству отправленных пассажиров с делением на категории
Показатель |
2011 |
2012 |
Относительное отклонение, % |
Абсолютное отклонение, тыс.чел |
Всего отправлено пассажиров, тыс. чел В том числе: |
11504,56 |
9612,04 |
85,3 |
-1892,52 |
Платные пассажиры |
8733,46 |
7250,53 |
83,0 |
-1482,93 |
Федеральные льготники |
1093,87 |
901,78 |
82,4 |
-192,09 |
Региональные льготники |
266,761 |
254,57 |
95,4 |
-12,195 |
Железнодорожники |
720,79 |
636,57 |
88,3 |
-84,23 |
Студенты и школьники |
684,57 |
565,02 |
82,5 |
-119,55 |
Военнослужащие |
5,11 |
3,58 |
70,0 |
-1,53 |