Износ впускного клапана ведет к его негерметичности, которая приводит к повышенной токсичности отработавших газов.
Для проверки герметичности клапанов необходимо залить керосин поочередно в впускные и выпускные каналы головки цилиндров. Протекание керосина из-под тарелок клапанов свидетельствует об их негерметичности. Негерметичные клапаны извлекают из головки цилиндров при помощи приспособления ЗМ7814-5119 для сжатия пружин клапанов.
При разборке клапаны следует уложить в порядке, соответствующем их расположению в головке, для последующей установки на прежние места.
Перед притиркой клапана проверьте, нет ли коробления тарелки клапана и прогорания клапана и седла. При наличии этих дефектов восстановить герметичность клапана притиркой невозможно и следует сначала расточить седло, а поврежденный клапан заменить новым. Если зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой превышает 0,20 мм. Клапан и втулку следует заменить новыми.
Изношенную направляющую втулку выпрессовывают при помощи оправки (рис.23). Перед этой операцией целесообразно определить ремонтопригодность головки цилиндров.
Головка цилиндров ремонтопригодна, если после обработки седла клапана, расстояние от оси распределительного вала до торца стержня клапана, прижатого к рабочей фаске седла, будет не менее 35,5 мм. Если это условие не выполнено, головка цилиндров ремонту не подлежит. Головка цилиндров также не подлежит ремонту, если поверхность, прилегающая к блоку, имеет неплоскостность более 0,1 мм.
Перед установкой новые направляющие втулки надо охладить в двуокиси углерода («сухом льду») до минус 40-45°С, а головку цилиндров нагреть до 160-175°С. Втулки при сборке должны входить в отверстие головки свободно или с легким усилием.
Рис. 23. Выпрессовка направляющих втулок клапанов
Втулки первого ремонтного размера устанавливают без дополнительной обработки отверстий в головке, втулки второго и третьего ремонтных размеров — с предварительным растачиванием (развертыванием) отверстий до ЛЛ 0+0,023 '^ +0,050 ММ.
После установки и развертывания втулок фаски седел надо обработать (шлифовать или расточить), центрируя инструмент по отверстию во втулке. При обработке следует выдерживать размеры, указанные на рис. 3.1.46, и обеспечить концентричность фаски на седле клапана с отверстием во втулке (биение рабочей фаски седла относительно отверстия втулки не более 0,05 мм).
После обработки необходимо уменьшить ширину фасок, обработав внутреннюю поверхность седел под углом 30° до размера «в» равного:
2±0,4 мм у седел впускных клапанов;
2±0,3 мм у седел выпускных клапанов.
Притереть клапаны, используя притирочную пасту (одна часть микропорошка М-20 и две части масла И-20А).
Для запасных частей клапаны выпускают номинального размера, а направляющие втулки — с припуском на обработку по внутреннему диаметру после запрессовки в головку и с наружным диаметром трех ремонтных размеров: первый — с увеличением на 0,02 мм по сравнению с номинальным, второй — 14,2040 мм, третий — с увеличением на 0,02 мм по сравнению со вторым ремонтным размером.
Перед подсборкой головки блока цилиндров необходимо очистить камеры сгорания и газовые каналы от нагара и отложений, предварительно смочив нагар керосином, это предотвращает распыление и вдыхание ядовитой пыли. Протереть и продуть их сжатым воздухом.
На установленные направляющие втулки клапанов необходимо одновременно установить при помощи оправки 6999-7926 опорные шайбы пружин и напрессовать маслоотражательные колпачки. Стержни клапанов смазать маслом, применяемым для двигателя, вставить клапаны во втулки согласно порядку их установки и собрать их с пружинами при помощи приспособления ЗМ7814-5119 (см. рис. 3.1.42). Убедиться, что сухари вошли в кольцевые канавки клапанов. Залить керосин в газовые каналы и убедиться в герметичности клапанов.
Нам потребуются:
· коловорот или реверсивная дрель
· притирочная паста
· керосин
· слабая пружина, по наружному диаметру проходящая в отверстие
1. Снимите клапан и маслоотражательный колпачок. Если целью ремонта является только притирка клапанов, полную разборку головки блока цилиндров можно не проводить. Однако целесообразно совместить эту работу с осмотром и проверкой всех деталей головки (с полной ее разборкой).
2. Нанесите на фаску клапана притирочную пасту сплошным тонким слоем.
3. Наденьте на стержень клапана предварительно подобранную пружину.
4. Вставьте клапан в направляющую втулку со стороны камеры сгорания.
5. Наденьте на стержень клапана резиновую трубку (со стороны привода) с некоторым натягом.
6. Зажмите в патрон дрели металлический стержень, по наружному диаметру равный стержню клапана.
7. Наденьте на стержень второй конец трубки.
8. Включите дрель на минимальную частоту вращения (в реверсивном режиме) и притрите клапан, периодически то прижимая его к седлу, то ослабляя прижатие.