Нормирование токсичности отработавших газов транспортных средств осуществляется с целью получения сопоставимых оценок экологического совершенства различных конструкций и управления уровнем воздействия на ОС. Комплекс стандартов включает два вида испытаний: проверку АТС в эксплуатации экспресс – методами и сертификационные испытания автомобилей или двигателей на стендах.
Эксплутационные испытания осуществляются без снятия двигателя с автомобиля портативной аппаратурой и предназначены для оценки технического состояния АТС путём измерения концентрации в отработавших газах двигателей с искровым зажиганием СО и СxHy, также дымности дизелей.
Сертификационные испытания (приёмочные, инспекционные) АТС производятся при сертификационных испытаниях на заводах или в специальных центрах. Токсичность оценивается при выполнении заданной совокупности режимов, называемых циклами.
Для оценки экологических показателей АТС полной массой до 3,5 т применяются 5 типов испытаний на специальных стендах, в результате которых проверяется соответствие нормам:
1 – уровня содержания в выхлопных газах СО, СxHy, NOx, твёрдых частиц после запуска холодного двигателя при имитации движения автомобиля;
2 – концентрации СО в режиме холостого хода;
3 – выбросов картерных газов;
4 – выбросов в результате испарения топлива из системы питания;
5 – долговечности устройств, предназначенных для предотвращения загрязнения воздуха.
В табл. 6.3 приведены значения норм выбросов новых автомобилей типа М1, N1 в европейских странах по первому типу испытаний )в ездовых циклах).
Таблица 6.3 - Динамика значений норм выбросов легковыми АТС массой до 1250 кг, г/км.
Ступень |
Год введения |
Частица |
NOx |
CxHy |
CO |
EURO 1 EURO 2 EURO 3 EURO 4 |
1993 1996 2000 2005 |
-/0,14 -/0,08 -/0,05 -/0,025 |
0,97/0,97 0,5/0,67 0,14/0,5 0,07/0,25 |
0,17/0,06 0,08/0,05 |
2,72/2,72 2,2/1,0 1,5/0,6 0,7/0,47 |
Экологические нормативы (токсичность отработавших газов) остальных типов транспортных средств, а также тракторов, судов устанавливаются по результатам испытаний только двигателей на тормозных стендах. Динамика значений норм выбросов дизельных грузовых и пассажирских АТС типов М2, М3, N2, N3 в европейских странах приведена в табл. 6.4
Таблица 6.4 - Динамика норм выбросов дизельных грузовых АТС и автобусов, г/(кВт∙ч).
Ступень |
Год введения |
Частица |
NOx |
CxHy |
CO |
EURO 1 EURO 2 EURO 3 EURO 4 EURO 5 |
1993 1996 2000 2005 2008 |
0,36 0,15 0,1 0,02 0,02 |
8,0 7,0 5,0 3,5 2,0 |
1,1 1,1 0,66 0,46 0,25 |
4,5 4,0 2,1 1,5 1,5 |