Колебания и вибрации (плавность хода) оцениваются с позиции ощущений человека и связаны с наличием частотной и амплитудной чувствительности различных органов человека, особенно при экстремальных виброускорениях во время движения автомобиля. Безопасным для здоровья считается виброускорение 0,1 м/сІ в третьоктавных частотах 0,7–90 Гц даёт 0,46 м/сІ. Экспериментально оцениваются значения вертикальных, продольных и поперечных виброускорений, которые сопоставляются со значениями предельных технических (но не гигиенических) норм для каждого вида АТС. Поэтому выполнение технических норм отдельным АТС не гарантирует соблюдение гигиенических нормативов в реальной эксплуатации. Уровень электромагнитных излучений АТС и методы их измерения также нормируются (табл. 6.8).
Таблица 6.8 - Предельные уровни электромагнитного излучения АТС при разных частотах f, дБ мкВ/м.
Ширина полосы |
Диапазон частот | ||
30–75 МГц |
75–400 МГц |
400–1000 МГц | |
Широкополосные излучения – расстояние до антенны 10 м | |||
120 |
34 |
34+15,13log(f/75) |
45 |
Широкополосные излучения – расстояние до антенны 3 м | |||
120 |
44 |
44+15,13log(f/75) |
55 |
Узкополосные излучения – расстояние до антенны 10 м | |||
120 |
24 |
24+15,13log(f/75) |
35 |
Узкополосные излучения – расстояние до антенны 3 м | |||
120 |
34 |
34+15,13log(f/75) |
45 |
Электромагнитные излучения, которые могут появиться в салоне АТС в результате насыщения конструкции различными сильноточными, электронными приборами и оборудованием, влияют на самочувствие и здоровье людей, но пока не нормируются.
В числе показателей, требующих регламентирования, должны быть также электростатический потенциал кузова и напряжённость электромагнитного поля в салоне АТС.
Показатели комфорта. Определённый тепловой режим и химический состав газовоздушной среды в салоне (кабине) АТС, влияющие на самочувствие и здоровье людей, связаны с необходимостью обеспечения оптимальных микроклиматических условий (без напряжения механизмов терморегуляции организма человека), и предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе.
Требования к микроклимату в кабине (пассажирском салоне) АТС регламентированы и приводятся в соответствующей нормативной литературе. Конструкция системы кондиционирования должна исключать возможность охлаждения воздуха в зоне головы водителя и пассажиров более чем на 8 є относительно температуры окружающей среды. Скорость воздушного потока на выходе из системы кондиционирования не должна превышать 12 м/с, а температура воздуха должна быть не ниже 273К. Относительная влажность в кабине (пассажирском салоне) должна находиться в пределах 30–60%. Содержание вредных веществ в воздухе салона АТС не должна превышать значений предельно допустимых, которые установлены для 1307 вредных веществ. В зоне испытаний содержание вредных веществ в атмосферном воздухе не должно превышать ПДК максимально разовых для воздуха населённых мест (ПДКмр). Испытания водопыленепроницаемости кабин и кузовов АТС проводятся в пылевой и дождевальной камере в течении определённого времени, после чего визуально определяются места проникновения пыли (воды) в салон АТС.