Основываясь на опыте работающих предприятий, а также передовых исследованиях, можно сказать, что наиболее эффективной системой управления производством на сегодняшний день является система централизованного управления производством (ЦУП).
Система централизованного управления производством в ООО "Ивавтотранс" должна строиться на следующих принципах [3]:
четкое распределение административных и оперативных функций между руководящим персоналом и сосредоточение функций оперативного управления в едином центре или отделе управления производством;
использование средств связи и вычислительной техники;
централизованная подготовка производства (комплектование оборотного фонда запасных частей и материалов, хранение и регулирование запасов, доставка агрегатов, узлов и деталей на рабочие посты, обеспечение рабочих инструментом) специальным комплексом;
выполнение каждого вида технического воздействия специализированной бригадой или участком (бригады ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР и пр.).
Четкая специализация бригад по видам воздействий проводится для повышения производительности труда ремонтных рабочих. Повышение производительности происходит за счет применения прогрессивных технологических процессов и механизации, повышения навыков и специализации исполнителей на выполнение закрепленной за ними ограниченной номенклатуры технических операций. При этом обеспечивается технологическая однородность каждого участка, создаются предпосылки к эффективному оперативному управлению производством за счет маневра людьми, запасными частями, технологическим оборудованием и инструментом, упрощаются учет и контроль выполнения тех или иных видов технических воздействий
Схема структуры централизованного управления производством, которая может соответствовать характеристикам ООО "Ивавтотранс" представлена на Листе 11.
Центр управления производством возглавляет начальник, основную оперативную работу по управлению выполняют диспетчер производства и его помощник - техник-оператор. Численность персонала центра управления производством должна определяться общим объемом выполняемых работ.
Оперативное руководство всеми работами по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава предприятия должен осуществлять отдел оперативного управления центра управления производством. Персонал отдел оперативного управления должен выполнять следующие функции [26]:
фиксировать состояние производства, выполненную программу, размеры незавершенного производства, количество автобусов, стоящих в очереди на ремонт, имеющиеся помехи и отклонения;
проводить оперативный контроль проведения диагностирования, ТО-1, ТО-2;
осуществлять оперативное планирование, регулирование, учет и контроль выполнения ремонта подвижного состава, т.е. принимать требования на ремонт, устанавливать очередность выполнения работ, определять плановое время, необходимое для выполнения работ, обеспечивать своевременную постановку автобусов на посты ремонта, выдавать задания непосредственным исполнителям, персоналу комплекса подготовки производства по доставке на рабочие места необходимых запчастей и материалов и периодически контролировать ход выполнения работ.
Основная задача оперативно-производственного планирования процессов ТО и ремонта состоит в составлении графика поступления автомобилей на специализированные посты производственных зон из общей очереди, а задача оперативно-производственного управления заключается в обеспечении реализации оперативно-производственного плана и выполнения необходимого в соответствии с целевыми нормативами количества требований при минимизации трудовых и материальных ресурсов.
Отдел обработки и анализа информации (ООАИ) должен выполнять все работы, связанные с организацией информационного обеспечения системы управления с использованием персональных компьютеров. Основная задача отдела обработки и анализа информации заключается в систематизации, обработке, анализе и хранении информации о деятельности всех подразделений технической службы. Также в задачи этого отдела входит ведение учета пробегов автомобилей, движения основных агрегатов и планирование технических воздействий.