авиационный двигатель компрессор самолет
Общие сведения:
Диски компрессора – это наиболее ответственные элементы конструкции газотурбинных двигателей. От совершенства конструкции дисков зависит надёжность, легкость и надежная работа авиационных двигателей в целом.
Нагрузки, действующие на диск.
В общем, случаи в диске возникают следующие виды напряжений:
− растяжения от центробежных сил и температурных нагрузок;
− кручения, если диск передаёт крутящий момент;
− изгибные от разности давления и температуры по радиусу диска, осевых газодинамических сил, действующих на лопатку, гироскопических моментов.
Допущения, принимаемые при расчете.
При расчете диска на прочность принимаются следующие допущения:
− диск находится в плоском напряженном состоянии;
− температура диска меняется только по радиусу и постоянна по толщине;
− напряжения на любом радиусе не меняется по толщине;
− наличие отверстий и бобышек на полотне диска, отдельных выступов и проточек на его частях не принимаются во внимание.
Целью данного расчета является расчет диска компрессора на прочность от действия центробежных сил масс лопаточного венца и диска, методом конечных разностей.
Метод конечных разностей основан на приближенном расчете дифференциальных уравнений (3.1) и (3.2):
, (3.1)
,(3.2)
где уR и уТ – радиальные и окружные напряжения;
b, R – текущее значение толщины и радиуса;
w – угловая скорость вращения диска;
r – плотность материала диска;
Е – модуль упругости первого рода;
t – температура элемента диска на радиусе R;
a – коэффициент линейного расширения материала диска;
m – коэффициент Пуассона.
Замена дифференциалов на конечные разности производится по таким формулам:
, ,
, , , (3.3)
где индексы n, принимающие значения от 0 до k, указывают номер кольцевого сечения диска.
Окончательные расчетные формулы:
, , (3.4)
где , , (3.5)
, . (3.6)
Значения xn, nn, jn, Cn, ln и yn определяются так:
, , ,,
, . (3.6)
Особенностью расчета диска со скачкообразным изменением толщины является то, что в случае скачка в толщине диска следует ожидать скачкообразного изменения напряжений. Величину скачка в напряжениях можно определить из условия равенства радиальных сил, действующих в сечениях на границе смыкания участков диска с разными толщинами, и равенства окружных удлинений кольцевых элементов диска, выделенных там же.