Основными особенностями автомобильного транспорта при лесозаготовках является:
1) собирательный характер работы, вызванный распределением предметов труда по площади;
2) периодическое изменение местонахождения погрузочных пунктов;
3) ограниченный срок действия участков дороги и необходимость строительства новых путей, что ведет за частую к увеличению расстояния перевозки лесоматериалов.[29]
Улучшение экономического положения и развития в рыночных условиях лесозаготовительных предприятий, в значительной степени связано с необходимостью повысить внимание к проблемам развития транспорта в условиях лесозаготовительных предприятий. В первую очередь это касается автомобильного транспорта, поскольку он является наиболее гибким и мобильным компонентом транспортной системы, выступает почти монополистом среди применяемых видов транспорта, играет существенную роль в технологическом процессе предприятий отрасли, характерен высокой капиталоемкостью и трудоемкостью. Роль автомобильного транспорта при лесозаготовках в последние годы приобретает все большее значение. Переход к рынку стал для автомобильного транспорта началом нового этапа его развития: внедряются новые виды деятельности и формы транспортного обслуживания. Все более весомая роль в этом принадлежит независимым транспортным предприятиям, которые в результате проводимых на транспорте акционирования и приватизации получили возможность самостоятельно выходить на рынок транспортных услуг. Если ранее заготовленную древесину доставляли в основном на лесные склады предприятий по ведомственным лесовозным дорогам, то в последние годы наблюдается увеличение объемов древесины, поступающей непосредственно потребителям.[24]
В связи с технологическим характером автомобильный транспорт на лесозаготовительных предприятиях имеет ряд специфических особенностей:
1) специфический груз – древесина в виде деревьев, хлыстов, сортиментов, имеющая большие размеры по длине, вызывает необходимость применения специального подвижного состава и, как следствие, трудности полного использования его грузоподъемности;
2) малая концентрация груза по лесосырьевым базам предприятий – эта особенность вызывает необходимость относительно частого перемещения погрузочных пунктов и постоянного наращивания (строительства) лесовозных дорог для соединения новых погрузочных пунктов с лесотранспортной сетью;
3) односторонность грузопотока – основной груз (древесину) перевозят по лесовозным дорогам только в одном направлении из лесосек на нижние склады, при этом оказываются неизбежными холостые пробеги лесовозных средств в обратном направлении;
4) неравномерность и рассредоточенность грузопотоков древесины из различных частей лесосырьевой базы и неравномерность объемов вывозок по времени года (сезонность), что вызывает трудности комплектования парка подвижного состава и его рационального использования.[29]
Развитие всех отраслей народного хозяйства в условиях непрерывного увеличения и усложнения межпроизводственных связей в значительной степени зависит от четкой, увязанной с технологическим процессом производства, работы автомобильного транспорта. Рост объемов автомобильных перевозок леса и проводимое техническое перевооружение автомобильного лесовозного транспорта требуют дальнейшего совершенствования организации транспортного процесса. Методы организации автомобильных перевозок необходимо разрабатывать с учетом требований систем производства и потребления, обслуживаемых автомобильным транспортом, и на основе координации действий всех участников транспортного процесса – автотранспортных и транспортно-эксплуатационных предприятий, станций железных дорог, портов, складов предприятий, сбытовых и торговых организаций. Разработка и внедрение единых технологических процессов обеспечивает ускорение продвижения грузов и наиболее эффективное использование автотранспортных средств.[22]