Для обеспечения перевозки лесных грузов в таких условиях лесозаготовительное предприятие использует транспорт, который приобретает несколько узкую направленность, то есть, становится – лесовозным. От четкости работы лесовозного транспорта зависит ритмичность, пропорциональность, непрерывность и параллельность всего лесозаготовительного производства. Лесозаготовительное предприятие, как грузоотправитель, перемещая свою продукцию потребителю, проводит важную операцию, связанную с реализацией продукции. На первый взгляд может показаться, что нет ничего проще, чем погрузить лесоматериалы на транспортное средство и перевезти их потребителю, но на самом деле к этому процессу необходим серьезный подход.
Перевозка, как фаза, связанная с реализацией продукции, требует от отправителя, заинтересованного в минимизации расходов, предварительного технико-экономического обоснования, которое является залогом выбора оптимального варианта транспорта продукции. Также при выборе вида транспорта учитывается грузоподъемность и мощность транспортных средств, скорость и срок доставки, уровень сохранности грузов, удобство подвоза-вывоза, регулярность перевозок, комплексность обслуживания и другие качественные характеристики. Таким образом перед каждым предприятием возникают вопросы:
1) обеспечивать ли перевозку своим транспортом или воспользоваться услугами транспорта сторонней организации;
2) какой вид транспорта наиболее предпочтителен для перевозки.
Ответы обусловлены многими факторами: обеспеченностью предприятия парком собственного транспорта, возможностью его использования (приспособленность транспорта к условиям перевозки груза, техническое состояние, изношенность и др.), удаленностью предприятия от транспортных путей общего пользования, наличием собственных подъездных путей и т.д.
Для того чтобы разрешить возникающие вопросы предприятию необходимо определить сферу рационального использования различных видов транспорта, которые представляют собой предельные расстояния эффективного применения тех или иных транспортных средств для доставки грузов, рассчитанные путем сопоставления стоимости перевозок и качественных показателей транспортного обслуживания. При планировании и организации перевозок в текущих условиях при наличии конкурентных вариантов использования нескольких видов транспорта выбирается наиболее эффективный способ перевозки грузов. К сожалению, не всегда имеется возможность проводить подробные сравнительные расчеты, поэтому для грузовых перевозок часто используют заранее обоснованные сферы применения различных видов транспорта.[20]
В лесозаготовительных предприятиях вывозка осуществляется сухопутным (автомобильным, узкоколейным железнодорожным (УЖД)) и водным (лесосплав, судовые перевозки) транспортом. Сухопутный транспорт лесозаготовительных предприятий является обобщающим комплексным понятием, включающим следующие его элементы: дорожную сеть со вспомогательными сооружениями, подвижной состав (тяговой и прицепной), дорожную технику, связь. Однако основным видом сухопутного транспорта все-таки является – автомобильный транспорт.
Основная сфера использования автомобильного транспорта – перевозки на короткие расстояния. Благодаря высокой мобильности автотранспорта при отсутствии альтернативных способов доставки, он широко используется на короткие и средние расстояния. Автотранспорт является одним из основных конкурентов железных дорог. При отсутствии у корреспондирующих предприятий железнодорожных подъездных путей часто выгоднее использовать автотранспорт на расстояние перевозки до 300-500 километров. Однако во многих случаях комбинированные перевозки совершаются во взаимодействии этих двух видов транспорта.