Прейскурант № 13-01-01 остался системной базой, позволяющей регулировать взаимоотношения АТП с заказчиками в различных практических ситуациях. Да и сам уровень тарифных ставок, приведенный в Прейскуранте № 13-01-01, некоторые предприятия и сейчас принимают за исходную базу расчетов с клиентами с учетом наложения на эти ставки рассчитанных удорожающих коэффициентов-индексаторов, то есть, и здесь АТП практически получают своеобразные свободные тарифы. Не потеряли своего значения, приведенные в Прейскуранте надбавки за применение специализированного подвижного состава. Класс груза при необходимости также определяется в соответствии с номенклатурой и классификацией грузов, приведенных в приложении № 2 Прейскуранта, и остается без изменений при проведении мероприятий, улучшающих использование грузоподъемности автомобиля. Ориентируются на Прейскурант и по точности учета километров пробега, часов работы автомобилей, а также основных и дополнительных норм простоя автомобилей под погрузкой-разгрузкой.
В рыночных условиях тарифы на автотранспортные услуги могут колебаться в значительных пределах. Колебание происходит под воздействием многих факторов, часть которых не всегда поддается учету. Подход к определению цены-тарифа, тарифная политика предприятия и ее особенности в том или ином обслуживаемом сегменте рынка автотранспортных услуг определяется особенностями сегмента, стоящими перед АТП задачами и намечаемыми путями
их преодоления. На практике все множество способов установления цен-тарифов можно свести к трем взаимосвязанным методам, ориентированным: на себестоимость; на спрос; и на конкурентов.
Установление тарифа по себестоимости – наиболее простой и часто употребляемый метод. К расчетной себестоимости автотранспортной услуги добавляется некоторая величина прибыли, которая, по мнению производителя услуги, является достаточным стимулом для эффективной работы. Но ведь успех на рынке зависит не только от себестоимости производства и реализации услуг, но и от того когда, где, как, в каком количестве и ассортименте автотранспортные услуги будут предложены потребителю. Можно добавить, что этот метод незаменим при определении возможной нижней границы тарифа и часто реализуется при работе на напряженных, монополизированных рынках. При применении других методов ценообразования этот метод может служить важным ориентиром-дополнением к ним.
При установлении тарифов, ориентированных на спрос, учитывается соотношение спроса и предложения. Тариф определяется на основе рыночной информации о конъюнктуре рынка. Тариф, уравновешивающий спрос и предложение (Тспр), может быть определен из следующего выражения, представленного в виде формулы (3):
Тспр = Собщ*(1 + R)Q / П(3)
где Собщ – общественная себестоимость услуги;
R – средняя общественно необходимая норма рентабельности услуг;
Q – уровень спроса на данный вид услуг;
П – уровень предложения на данный вид услуг.
Величины спроса и предложения услуг могут входить в формулу как в стоимостном, так и в натуральном измерении, а норма рентабельности услуг – в стоимостном измерении.
Определение Тспр носит скорее не практический, а иллюстративный характер, так как в формуле не учитывается эластичность спроса по цене. На практике сопоставление тарифов Тспр с предполагаемыми в действительности на рынке тарифами позволяет прогнозировать возможную напряженность взаимоотношений производителей и потребителей услуг, дефицитность отдельных видов услуг, уровень качества обслуживания. Этот метод применим на немонополизированных, слабо напряженных рынках при отсутствующем или очень слабом госрегулировании цен.