Планируется к 2014 г. развернуть 8 опорно-измерительных (контрольных) станций – Мурманская обл. (Ловозеро), Екатеринбург, Тюменская обл. (Ноябрьск), республика Саха (Якутск и Тикси), Магадан, Владивосток и Южно-Сахалинск. Предполагается дальнейшее развитие системы и с использованием глобальной сети станций сбора измерений СДКМ в пунктах за рубежом: Антарктида (Новолазаревская), Австралия (Брисбен), Никарагуа (Манагуа), Бразилия (Натал) и Индонезия (Джакарта).
Запуск двух других аппаратов «Луч-5Б» и «Луч-4» намечен на 2012 и 2014 гг. соответственно.
Планируется также создание в рамках СДКМ системы высокоточного позиционирования с точностью навигационных определений на территории Российской Федерации и стран СНГ на уровне 3…5 см в реальном масштабе времени. [11]
Согласно документу PANSOPS, переход на навигацию SBAS осуществляется за 3,7 км (2,0 м. мили) до FAF. (рис. 10).
Рис. 10. Пример обозначения на схеме участка перехода на SBAS
Карта захода на посадку по приборам для схемы захода на посадку по SBAS озаглавливается RNAV(GNSS) Rwy XX. Если применительно к одной и той же ВПП публикуется несколько заходов на посадку по GNSS, используется условное обозначение идентичных схем, при этом заход на посадку с самым низким минимумом обозначается RNAV(GNSS) Z Rwy XX.
В наземных системах функциональных дополнений GBAS (Groundbased Augmentation System) поправки и другая информация передаются от наземных станций непосредственно на борт ВС в УКВ диапазоне по линиям цифровой передачи данных. Для этого международными организациями выделен диапазон частот 109117,975 МГц (рис. 11).
GBAS выполняет следующие функции:
– обеспечение локальных поправок к псевдодальности;
– обеспечение данных о самой системе GBAS;
– обеспечение данных для конечного участка захода на посадку (угол наклона глиссады и т.п.);
Рис. 11. Принцип функционирования GBAS
– обеспечение прогнозирования данных об эксплуатационной готовности дальномерного источника;
– обеспечение контроля целостности источников дальномерных измерений СНС.
Если сеть станций GBAS охватывает территорию целого региона (обычно размером от 400 до 2000 км), то ее называют региональной дифференциальной подсистемой GRAS (Groundbased Regional Augmentation System). Примером может служить австралийская GRAS, охватывающая территорию Австралии и Новой Зеландии.
В том случае, когда GBAS включает в себя только одну наземную станцию и дифференциальные поправки используются только до удаления 50200 км, то такую систему называют локальной LAAS (Local Area Augmentation System). Наиболее часто такие системы устанавливают на аэродромах. Они могут обеспечивать точный заход на посадку (в перспективе вплоть до III категории).
Примером LAAS может быть разработанная в России система, включающая в себя локальную контрольно-корректирующая станция ЛККС-А-2000 (ООО «НППФ Спектр») и бортовое оборудование АПДД (ЗАО «ВНИИРА Навигатор»). [5]
Аппаратура ЛККС-А-2000 прошла все виды летных и эксплуатационных испытаний и сертифицирована Межгосударственным авиационным комитетом. Аппаратура ЛККС-А-2000 – это новейшее, не имеющее аналогов оборудование, предназначенное для навигации и посадки воздушных судов по спутникам GPS/ГЛОНАСС. Данное оборудование является единственным в России и за рубежом, которое может осуществлять посадку воздушных судов одновременно по двум группировкам – ГЛОНАСС и GPS, что значительно повышает целостность и непрерывность спутниковой навигации.
Федеральным агентством воздушного транспорта выпущено распоряжение №АЮ-142-р «О принятии на оснащение наземной локальной контрольно-корректирующей станции комбинированной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS ЛККС-А-2000» в аэропортах гражданской авиации. Использование оборудования ЛККС-А-2000 позволяет выполнять заходы на посадку по оптимальным траекториям, что экономит полетное время, расход топлива, ресурс двигателей, увеличивает пропускную способность аэродромов, а также повышает безопасность полетов и улучшает экологическую обстановку в районе аэропорта.