Следует заметить, что в России, как и в других странах, эмиссионные платежи занижаются. Основными причинами этого являются недостаточная платежеспособность предприятий-загрязнителей среды и, как следствие, боязнь властей вызвать разорение компаний и массовые увольнения, опасения, связанные со снижением конкурентоспособности национальных товаропроизводителей в системе международной торговли вследствие «чрезмерного бремени экологических издержек», хотя российским законодательством предусмотрена индексация эмиссионных платежей, но она значительно отстает от темпов инфляции и общего повышения индекса цен.
Экологические платежи относятся к числу основных элементов российского экономического механизма охраны окружающей среды. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 2002 г (ст. 16) предусмотрена плата за загрязнение окружающей природной среды, которая взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов и сверх установленных лимитов.
В 1993 году были подготовлены действующие и в настоящее время «Инструктивно методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды», утвержденные Минприроды РФ по согласованию с Минфином и Минэкономики России и зарегистрированные Минюстом России (peг. №190 от 24.03.93г.), где закреплены принципы и порядок определения платы за загрязнение окружающей cpеды, порядок расчета массы загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, а также корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий.
Применительно к сбросам загрязняющих веществ в водные объекты и выбросам в атмосферный воздух в Инструктивно-методических указаниях предусмотрена трехзвенная система платежей по дифференцированным (в соотношении 1:5:25) ставкам за предельно допустимый сброс или выброс (ПДС, ПДВ), за временно согласованный (т.е. в пределах установленного лимита) сброс или выброс (ВСС, ВСВ) и за сверхлимитный сброс (выброс).
Таблица 5.4 – Плата за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2011-2012 гг.
№ п/п |
Наименование показателей |
№ строки |
Единица измерения |
Величина показателей За 4 квартал | |
2011 года |
2012 года | ||||
1 |
Плата за допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов всего: в том числе |
24 |
тыс. руб. |
3,6072 |
0,6754 |
1.1 |
в атмосферный воздух |
25 |
тыс. руб. |
0,9547 |
0,6754 |
1.1.1 |
в том числе от передвижных источников |
26 |
тыс. руб. |
- |
- |
1.2 |
в водные объекты |
27 |
тыс. руб. |
- |
- |
1.3 |
за размещение отходов |
28 |
тыс. руб. |
2,6525 |
- |
2 |
Плата за сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов всего: |
29 |
тыс. руб. |
- |
12,4570 |
в том числе: | |||||
2.1 |
в атмосферный воздух |
30 |
тыс. руб. |
- |
4,6830 |
2.2 |
в водные объекты |
31 |
тыс. руб. |
- |
- |
2.3 |
за размещение отходов |
32 |
тыс. руб. |
- |
7,7740 |
3 |
Средства (иски) и штрафы, взысканные в возмещение ущерба, причиненного нарушением природоохранного законодательства |
33 |
тыс. руб. |
- |
- |