Основные потоки каменного угля формируются в крупных угольных регионах страны. Самую обширную зону сбыта имеет уголь Кузнецкого бассейна. Кузнецкий уголь поступает на Урал, в Западную Сибирь, Поволжье, Центр. Угли Печорского бассейна направляют в Череповец, Санкт-Петербург, Мурманск, Карелию. Небольшая часть их идет в Центральный и Волго-Вятский районы. Южный Урал и Поволжье обеспечиваются углем из Караганды и Экибастуза.

Главные потоки сырой нефти образуются в Западно-Сибирском, Волго-Уральском и Прикаспийском нефтедобывающих районах. Объемы и дальность перевозок нефти зависят от размещения нефтеперерабатывающих заводов. Из Западной Сибири сырую нефть транспортируют по железным дорогам, главным образом на Дальний Восток, Южный Урал, на экспорт в страны Центральной Азии. Из Волго-Уральского района нефть и нефтепродукты отправляют на запад, Северный Кавказ и к Новороссийску, откуда они направляются на экспорт.

Железные руды перевозятся главным образом внутри экономических районов, в пределах крупнейших металлургических баз - Урала, Кузбасса, Центрально-Черноземного и Северо-Западного районов. Межрайонные потоки железной руды направляются из Казахстана и месторождений КМА на Урал, из Восточной Сибири—в Кузбасс.

В России основные отправители черных металлов — Урал, Западная Сибирь, Центрально-Черноземный и Северный районы. Отсюда потоки металла идут во все остальные районы. Встречные направления, по которым поступают черные металлы, объясняются, с одной стороны, специализацией металлургии, с другой - большим разнообразием марок стали и сортамента проката.

Лесные грузы отправляют с крупных станций, они перевозятся почти по всем дорогам. Наиболее мощные потоки леса образуются на Сибирской магистрали, линиях Архангельск — Вологда - Москва, Пенза - Лиски и Екатеринбург — Орск - Канаш.

Хлебные грузы формируются в лесостепных и степных районах страны и направляются в густонаселенные зоны. Много зерна транспортируется по дорогам Северного Кавказа, Поволжья, Западной Сибири. Зерно завозят Центральный, Северо-Западный, Северный, Волго-Вятский и Дальневосточный районы. Для зерна характерно географию пассажирских перевозок наибольшее влияние оказывают размещение населения, расположение крупных экономических и культурных центров и транспортной сети, основных курортов, санаториев и туристических баз. По перевозкам пассажиров Россия занимает 3-е место в мире после Японии и Индии. Пассажирооборот составляет 15% пассажирооборота мира.

Таблица 4.

Основные показатели развития пассажирских перевозок железнодорожным транспортом.

показатели

1980г

1985г

1990г

1999г

2009г

Перевезено пассажиров, млн человек

2971

3036

3143

1833

1419

В том числе: в междугородном сообщении, млн человек

216

236

261

157

138

в пригородном сообщении, млн человек

2755

2799

2882

1676

1280

Пассажирооборот, млрд пассажирокилометров

227

246

274

192

167

В том числе: в междугородном сообщении, млрд пассажирокилометров

182,6

113,5

116,2

в пригородном сообщении, млрд пассажирокилометров

-

-

91,9

78,8

50,8

Интенсивность перевозок пассажиров, тыс. пассажирокилометров на 1 км

2747

2900

3148

2200

1941

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8