Таблица 3.
Удельный вес отдельных видов транспорта в общем грузообороте и пассажирообороте Российской Федерации.
Вид транспорта |
Удельный вес в грузообороте |
Удельный вес в пассажирообороте | ||||
1995г. |
2005г. |
2009 г |
1995 |
2005 |
2009 | |
Железнодорожный |
42,83 |
34,36 |
39,45 |
38,62 |
42,29 |
43,29 |
Морской |
8,62 |
8,41 |
2,88 |
0,08 |
0,04 |
0,01 |
Внутренний водный |
3,63 |
2,55 |
1,87 |
0,68 |
0,25 |
0,23 |
Трубопроводный |
43,73 |
53,76 |
55,07 |
- |
- |
- |
Автомобильный |
1,15 |
0,88 |
0,66 |
38,16 |
41,64 |
42,64 |
Воздушный |
0,04 |
0,04 |
0,07 |
22,45 |
15,78 |
13,83 |
Структура грузооборота зависит от специализации экономических районов, сочетания в них отраслей хозяйства, размещения крупных сырьевых и топливных баз, степени развития перерабатывающей промышленности на привозном топливе и сырье. Каждому экономическому району соответствует своя структура грузовых перевозок. Регионы с межрайонным значением топливных и сырьевых баз (Северный, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский) обладают активным транспортным балансом, т.е. отправление грузов превышает их прибытие. Районы, где развита преимущественно обрабатывающая промышленность (Центральный, Волго-Вятский, Северо-Западный), имеют пассивный транспортный баланс — прибытие грузов превышает их отправление.
Наиболее грузонапряженные линии железных дорог находятся на важных направлениях транспортно-экономических связей Центра с Уралом, Поволжьем, Северо-Западом, Северным Кавказом; Кавказа с Поволжьем и Уралом; Северо-Запада с Уралом; Урала с Сибирью и Дальним Востоком.
Преобладающие грузы — каменный уголь (27%), строительные материалы (19 %), нефть (17 % ), руды (более 12 %), черные металлы (9 %), лес (5 %), химические и минеральные удобрения (4 %), цемент и хлебные грузы (по 2,5%). Они составляют 4/5 общего отправления грузов железнодорожным транспортом.