Плотность железнодорожной сети в Российской Федерации да —около 8 км на 1000 км, поэтому очень высока грузонапряжженость железных дорог. Железными дорогами в 2000перевезено 1047 млн тонн грузов и 1,42 млрд пассажиров. Однако спад уровня производства в начале 90-х гг. повлек за собой значительное сокращение объемов перевозок на железнодорожном транспорте, в результате чего снизилась его доходность при одновременном резком сокращении государственной поддержки отрасли. Это объясняется тем, что после распада СССР шла деградация транспортного хозяйства, замедлилось развитие железнодорожной сети, резко сокращались поставки рельс, шпал, транспортных средств.
По эксплуатационной длине железные дороги России занимают второе место в мире (после США), по грузообороту и объёму перевозимых грузов — третье (после США и Китая), по пассажирообороту - третье (после Китая и Индии), по перевозкам пассажиров - третье (после Японии и Индии).
По состоянию на 31.12.2007 г. в инвентарном парке ОАО «РЖД» числилось 568,3 тыс. грузовых вагонов. Однако, следует иметь в виду, что в это число входят 416,5 тыс. вагонов, принадлежащих ОАО «РЖД» и 151,8 тыс. вагонов, пе реданных на баланс ОАО «Первая грузовая компания», но находившихся в 2007 г. в пользовании ОАО «РЖД» и учитываемые как парк РЖД, а также 23,2 тыс. вагонов, подлежащих передаче в уставный капитал ОАО «ПГК», но не переданных на 31.12.2007 г.
Общий парк холдинга (суммарный парк ОАО «РЖД» и ДЗО ОАО «РЖД») составил на конец 2007 г. 622,7 тыс. ед.
Инвентарный парк ОАО «РЖД» (беч учёта вагонов ОАО «ПГК", находящихся в польчоиашш ОАО «РЖД») акланлмл на конец 2007 г. 416,5 тыс. ед. и распределялся следующим образом:
- крытые вагоны - 59,1 тыс. ед.; платформы - 48,5 тыс. ед.;
- полувагоны - 217,8 тыс. ед.;
- цистерны - 7,0 тыс. ед.;
- рефрижераторы - 2,7 тыс. ед.;
- транспортёры - 1,4 тыс. ед.;
- прочие 79,9 тыс. ед.
Из 79,9 тыс. ед. прочих вагонов 3,7 тыс. ед. составляли цементовозы, 24,6 тыс. ед. - зерновозы, 5,2 тыс. ед. - минераловозы.
Парк независимых собственников (т.е. не являющихся дочерними и зависимыми обществами ОАО «РЖД») составил 352,8 тыс. единиц и распределялся по родам вагонов следующим образом:
- крытые вагоны - 14,4 тыс. ед.;
- платформы - 11,7 тыс. ед.;
- полувагоны - 79,5 тыс. ед.;
- цистерны - 158,7 тыс. ед.;
- рефрижераторы - 3,6 тыс. ед.;
- прочие 85,0 тыс. ед.
Из 85,0 тыс. ед. прочих вагонов 9,8 тыс. ед. составляли цементовозы, 4,6 тыс. ед. - окатышевозы, 20,9 тыс. ед. - минераловозы.
Вагонный парк ДЗО ОАО «РЖД» на конец 2007 г., помимо вагонов ОАО «ПГК», включал в себя 21435 вагонов, принадлежащих ОАО «Трансконтейнер», 6840 тыс. вагонов ОАО «Рефсервис», 980 вагонов ОАО «РейлТрансАвто».
Железнодорожный транспорт отличается регулярностью движения во все времена года, большой скоростью, способностью осваивать массовые потоки грузов и пассажиров, относительно низкой себестоимостью перевозок. Эти преимущества делают железнодорожный транспорт универсальным для перевозки всех видов грузов в межрайонных и внутрирайонных сообщениях и пассажиров в пригородном, местном и дальнем сообщениях. Однако, учитывая большие капитальные вложения, затрачиваемые на постройку железных дорог, его использование наиболее эффективно при значительной концентрации грузовых и пассажирских потоков.