Неудобство использования динамической характеристики автомобиля состоит в том, что для оценки тягово-скоростных свойств необходимо строить отдельные графики для каждого значения нагрузки на автомобиль.
Более универсальным и удобным является динамический паспорт автомобиля, который позволяет оценить тягово-скоростные свойства при различных нагрузках на автомобиль.
Динамическим паспортом автомобиля называется его динамическая характеристика с номограммой нагрузок и графиком контроля буксования.
Методика построения динамического паспорта автомобиля такова:
— строят динамическую характеристику автомобиля с полной нагрузкой;
— строят номограмму нагрузок, характеризующую изменение динамического фактора по тяге в зависимости от нагрузки на автомобиль;
— строят график контроля буксования. Он включает в себя зависимости динамического фактора по сцеплению от нагрузки на автомобиль при разных значениях коэффициента сцепления колес с дорогой .
При построении номограммы нагрузок на автомобиль ось абсцисс его динамической характеристики продолжают влево и на ней в произвольном масштабе откладывают значения нагрузки на автомобиль в процентах. Из точки, соответствующей нулевой нагрузке, проводят вертикаль, на которой откладывают значения динамического фактора по тяге для снаряженного автомобиля (без груза или без пассажиров) в масштабе, определяемом по формуле:
где — динамический фактор по тяге для автомобиля с полной нагрузкой;
и — вес соответственно снаряженного автомобиля и автомобиля с полной нагрузкой.
Последующие значения вычисляем аналогично, полученные результаты записываем в таблицу.
Таблица 2.9 — Динамический фактор по тяге автомобиля
|
0,1 |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
|
0,16 |
0,31 |
0,47 |
0,63 |
0,82 |
0,99 |
1,1 |
1,26 |
Сплошными линиями соединяют одинаковые значения динамических факторов и на осях ординат снаряженного и полностью груженого автомобиля.
График контроля буксования строят на номограмме нагрузок автомобиля. С помощью этого графика сопоставляют динамические факторы по тяге D и по сцеплению с целью определения возможности буксования ведущих колес при различных нагрузках на автомобиль.