Необходимость применения зональной навигации на основе RNAV/RNP диктуется растущей потребностью в решениях проблемы насыщения воздушного пространства, требованием к повышению топливной эффективности, усиливающимися требованиями к защите окружающей среды, растущей потребностью в заходах на посадку на основе RNAV (безопасность полетов, доступность аэропортов). Эти требования могут быть выполнены с помощью RNAV/RNP, однако для этого необходимо обеспечить стандартизацию и установить эксплуатационные требования.
Именно с этой целью специальный комитет по будущим аэронавигационным системам ИКАО (FANS) определил потребность в навигации на основе эксплуатационных характеристик и разработал концепцию способности к производству полетов на основе Требуемых навигационных характеристик (RNP).
Было разработано Руководство по требуемым навигационным характеристикам (Док. 9613), которое изначально охватывало исключительно маршрутный этап полета в океаническом воздушном пространстве и удаленных районах континентального воздушного пространства, при этом не содержало требований RNP ИКАО для применения на маршрутном этапе полета в континентальном ВП и в зонах аэродрома. Отсутствие единого и всеобъемлющего руководства ИКАО привело к распространению различных национальных стандартов, широкому разнообразию как функциональных требований, так и требуемых навигационных датчиков, а также к различиям в требованиях к экипажам, различиям в отраслевой концепции RNP (мониторинг эксплуатационных характеристик и выдача предупреждений на борту ВС) и полному отсутствию глобальной гармонизации.
Стало ясно, что концепция требует корректировки для гарантии четкого разграничения между полетами, требующими мониторинга эксплуатационных характеристик и выдачи предупреждений на борту ВС, и полетами, не требующими мониторинга и выдачи предупреждений, всеобщей гармонизации текущих полетов на основе RNAV и RNP, разработки новых навигационных технических требований в целях удовлетворения эксплуатационных потребностей, а также формулировки четких требований к эксплуатации и руководящих указаниях по внедрению.
С этой целью была создана специальная исследовательская группа по эксплуатационным требованиям RNP, которая разработала концепцию навигации на основе характеристик (PBN, Performance based navigation), охватывающую применение зональной навигации на основе эксплуатационных требованиях к воздушному судну, выраженных в навигационных технических требованиях.
Концепция была включена в Руководство по навигации на основе характеристик (Performance-Based Navigation Manual) ИКАО (Doc 9613), которое заменило Руководство по требуемым навигационным характеристикам. Новый документ должен обеспечить государствам «единый источник информации» о том, как внедрять RNAV и RNP в своем воздушном пространстве.
Концепция PBN представляет собой переход от навигации, основанной на датчиках, к навигации, основанной на характеристиках. Требования к характеристикам указываются в навигационных спецификациях, в которых также определяется, какие навигационные датчики и оборудование можно использовать для соблюдения этих требований к характеристикам. Эти навигационные спецификации излагаются достаточно подробно, с тем, чтобы обеспечить согласованность действий на глобальном уровне путем предоставления государствам и эксплуатантам конкретного инструктивного материала относительно реализации. При использовании PBN общие навигационные требования определяются на основании эксплуатационных требований. Эксплуатанты затем рассматривают различные варианты с учетом имеющихся технических средств и навигационного обслуживания, которые позволили бы обеспечить соблюдение данных требований.