Подшипники трансмиссии работают при переменной частоте вращения, которая зависит не только от изменения частоты вращения двигателя, но и от номера включенной передачи, а также при переменных нагрузках, которые зависят от величины крутящего момента развиваемого двигателем, номера включенной передачи и вала, на котором они находятся. Все это учтём при расчете подшипников на долговечность.

При определении радиальных и осевых нагрузок, действующих на подшипники (опоры) в качестве передаваемого крутящего момента ранее бралось максимальное значение крутящего момента двигателя. При расчете подшипников на долговечность примем так называемый расчетный крутящие момент равный:

где а - коэффициент использования крутящего момента, который зависит от ряда факторов, в том числе и от удельной мощности автомобиля. Для уменьшения объема расчетной работы примем его равным единице.

Как отмечалось выше, на подшипники действуют не статические силы, а динамические, а также ряд факторов, которые необходимо учесть при расчете (например, фактор безопасности, температурный и др.). Приведённую нагрузку определим по формуле:

где Fэпр - эквивалентная приведенная динамическая нагрузка; Кб - коэффициент безопасности, учитывающий влияние динамических нагрузок:

где Кд1 = 1,2 для заднего подшипника вторичного вала; Кд2=1,1 для остальных подшипников. Кт - коэффициент температуры, учитывающий влияние теплового режима работы подшипников на долговечность. Так как температура не превышает 100°С, то Кт=1. Км=1,2 - коэффициент материала, учитывающий влияние поверхностной твердости деталей, выполняющих роль беговых дорожек.

Эквивалентная динамическая нагрузка учитывает тип подшипника, схему их установки и нагружения.

Для радиальных и радиально-упорных подшипников эквивалентная нагрузка на j-й передаче будет:

при

где X и Y –коэффициенты радиальной и осевой нагрузок: e – параметр осевого нагружения (их значения приводятся в ГОСТ 18855-22) представим в Таблице 5.10.1.

Таблица 5.10.1 – Коэффициенты

Подшипник

Х

Y

е

1

0

2,3

0,19

2

0

2,16

0,2

3

0

2,02

0,22

4

0

1,85

0,24

5

0

1,66

0,27

6

0

1,48

0,29

7

0

1,39

0,32

8

0

1,31

0,34

V=1 - коэффициент вращения;

и - соответственно радиальная и осевая нагрузки, действующие на опоры рассчитываемых валов.

В зависимости от включенной передачи с учетом ранее принятого обозначения расчёт эквивалентной нагрузки для каждой из передач выполним в Таблицах 5.10.2 – 5.10.7.

Таблица 5.10.2 – Эквивалентная нагрузка при

j

Qj, Н

, Н

Fэj, Н

1

7,8

2,2

17,9

1,54≥0,19

2

9,8

3,1

21,2

1,46≥0,2

3

12,2

3,9

24,6

1,55≥0,22

4

16

5,3

29,6

1,63≥0,24

5

21,1

7,3

35

1,74≥0,27

6

27,8

9,8

41,1

1,92≥0,29

7

37,3

13,3

51,8

2,02≥0,32

8

49,7

18

65,1

2,11≥0,34

Страницы: 1 2 3 4 5