В 2010 году был опубликован «План внедрения навигации, основанной на характеристиках, в воздушном пространстве Российской Федерации», включающий поэтапную стратегию внедрения PBN до 2022 года. План был разработан по международному образцу и представлен на 37 сессии Ассамблеи ИКАО.
В плане приводится анализ факторов, связанных с особенностями применения PBN в воздушном пространстве Российской Федерации.
Согласно прогнозу, приведенному в плане, интенсивность воздушного движения будет расти около 6% в год на протяжении последующих 5–7 лет. Этот рост потребует модернизации инфраструктуры системы организации воздушного движения (ОрВД) и улучшений процедур ОрВД, в том числе на основе PBN.
Приводится характеристика навигационного поля Российской Федерации: «Навигационное поле в районе аэродромов характеризуется наличием поля VOR/DME в ряде международных аэродромов, аэродромов федерального значения и аэродромах с высокой интенсивностью воздушного движения. Кроме этого, практически все аэродромы Российской Федерации оснащены NDB, расположенных на продолжении осевой линии ВПП, что позволяет осуществлять неточный заход на посадку с использованием двух NDB. Для осуществления точных заходов на посадку практически все международные аэропорты оснащены системами ILS. Кроме этого, системами ILS оснащены аэропорты федерального значения и ряд крупных аэропортов». К сожалению, данные системы не обеспечивают точность, требуемую для реализации спецификаций PBN, используемых в районе аэродрома.
Точность при использовании двух дальномеров DME составляет около 0,5 NM, что позволяет использовать навигационную инфраструктуру типа DME/DME для RNAV-1. Однако в настоящее время использование DME/DME для процедур RNAV в Российской Федерации пока не используется. Предполагается в ближайшее время установить необходимое количество DME для использования метода DME/DME в аэропортах Московской воздушной зоны (Домодедово, Шереметьево, Внуково) и ряде других крупных международных аэропортах. [12]
На основе анализа в плане предлагается внедрить на территории России следующие спецификации: RNAV-10 для полетов в удаленных континентальных районах, RNAV-5 для полетов по маршрутам, RNAV-1 для полетов в районе аэродрома.
Стратегией внедрения PBN в Российской Федерации предусмотрено три этапа: краткосрочный – 2009–2012 годы; среднесрочный – 2013–2017 годы; долгосрочный – 2018–2022 годы.
Согласно плану к 2012 году в районе аэродрома должны быть выполнены следующие задачи:
- Внедрение полетов в аэропортах (до 5% немеждународных гражданских аэропортов и до 20% международных аэропортов) по SID/STAR в условиях RNAV-1 для ВС, оборудованных DME/DME и ГНСС.
- Внедрение RNP APCH на основе Baro-VNAV в международных аэропортах (до 20% международных аэропортов).
- Внедрение в ряде аэропортов (до 30 аэропортов, в том числе 20 международных) точных заходов на посадку по I категории ИКАО для ВС, оборудованных аппаратурой ГНСС/GBAS. [12]
По состоянию на цикл AIRAC 1203 (8 марта 2012 г.) схемы прибытия RNAV на основе ГНСС опубликованы для 10 международных аэродромов России, а схемы вылета только для трех, что пока не составляет 20%, как намечено в плане. Что касается схем захода на посадку, то в России широко реализуются пока только схемы неточного захода по GNSS, разработанные для 12 международных аэропортов, разработка которых почему-то не включена в план.