Точность системы ГЛОНАСС обеспечена на конкурентоспособном уровне – со среднеквадратическим отклонением 5,6 м, что удовлетворяет требованиям большинства потребителей. Для сравнения: в 2006 г. эта величина составляла 35–50 м.
В 2011 году начались лётные испытания навигационного космического аппарата нового поколения «Глонасс-К», который обеспечивает решение задач на качественно новом уровне. [18] Была разработана, но ещё не утверждена «Инструкция по использованию глобальной навигационной спутниковой системы в воздушном пространстве Российской Федерации».
Однако, за весь период внедрения спутниковой навигации в гражданской авиации навигационными системами ГЛОНАСС/GPS оборудовано по разным данным всего лишь 16% парка воздушных судов отечественного производства. С 2010 года количество увеличилось всего на 3,6 процента (табл. 9).
Таблица 9. Уровень оснащения отечественных ВС ГА аппаратурой спутниковой навигации GNSS (на 15.12.2010)
Класс ВС |
Количество ВС |
Уровень оснащения в% |
В эксплуатации |
самолеты |
908 |
121 |
13,3 |
вертолеты |
961 |
111 |
11,6 |
по парку вс |
1869 |
232 |
12,4 |
Тем не менее, совершенствуется и разрабатывается новое бортовое оборудование спутниковой навигации (табл. 10). А также готовятся к печати следующие документы: Квалификационные требования КТ-229 «Бортовое оборудование ГНСС/SBAS», Квалификационные требования КТ-34–01 «Бортовое оборудование спутниковой навигации».
Процесс получения разрешений на полеты по PBN, несмотря на уже имеющийся в документе Doc 9613 инструктивный материал, все еще не полностью осознан не только в нашей стране, но и во многих государствах. Признание в государстве утверждений, осуществленных за рубежом, не получило широкого распространения. В последний вариант документа Doc 9613 включен дополнительный инструктивный материал (руководство по эксплуатационному утверждению); в настоящее время ИКАО разрабатывает краткий курс подготовки специалистов по регулированию, и это дополняется учебно-методической разработкой по компьютеризированному обучению. Решению этой проблемы будут способствовать налаживание тесного сотрудничества между государствами и принятие крупными авиационными государствами обязательств по согласованию процедур утверждения.
Таблица 10. Состояние разработки и сертификации отечественного бортового оборудования спутниковой навигации GNSS (КИ – квалификационные испытания, ПИ – предварительные испытания)
№ |
Наименование АСН |
Обозначение АСН |
Разработчик |
Подкласс по КТ-34–01 |
Номер сертификата или этап ОКР |
1 |
Бортовой приемник спутниковой навигации |
БПСН-2 |
ЗАО «КБ «НАВИС» |
С1 |
СГКИ-034–205-БПСН-2 от 03.08.2006 г. |
2 |
Бортовое оборудование спутниковой навигации |
СН-4312 |
ЗАО «КБ «НАВИС» |
А1, В1, С1 |
СГКИ-034–230-СН-4312 от 11.12.2007 г. |
3 |
Бортовая многофункциональная система |
БМС-индикатор |
ЗАО «ВНИИРА-Навигатор» |
А1, В1, С1 |
СГКИ-034–225-БМС-индикатор от 15.08.2007 г. |
4 |
Аппаратура приема и преобразования дифференциальных данных |
АПДД |
ЗАО «ВНИИРА-Навигатор» |
КТ-253 |
СГКИ-034–226-АПДД от 15.08.2007 г. |
5 |
Спутниковый приемоиндикатор |
TSS |
ЗАО «ТРАНЗАС» |
А1, В1, С1 |
СГКИ-034–257-TSS от 27.10.2009 г. |
6 |
Бортовой индикатор для обеспечения категорированной посадки |
БМС-индикатор с дифференциаль-ным режимом |
ЗАО «ВНИИРА-Навигатор» |
Посадка по 1 категории ИКАО cовместно с АПДД |
СГКИ-034–225-БМС-индикатор/Д01 от 10.12.2010 г. |
7 |
Бортовая многофункциональная система |
БМС-2010 |
ЗАО «ВНИИРА-Навигатор» |
А1, В1, С1 |
Проводятся ПИ |
8 |
Пульт – вычислитель навигационный |
ПВН |
ОАО «КБ ПА» |
А1, В1, С1 |
Проводятся ПИ |
9 |
Интегрированная инерциально-спутниковая навигационная система |
НСИ-2000МТG |
ЗАО «Лазекс» |
В1 |
Проводятся ПИ |
10 |
Бортовое оборудование спутниковой навигации |
СН-4312 с дифференциаль-ным режимом |
ЗАО «КБ Навис» |
Посадка по Iкатегории ИКАО совместно с АПДД |
Проводятся КИ |